История политической жизни женщин в
РоссииСтраница 1
Материалы » Женщины и политика » История политической жизни женщин в
России
В погоне «за европейским ходом вещей» модернизация стала центральной проблемой России на протяжении всего XIX века, вплоть до 1914 года. Необходимость реформирования хозяйственного уклада и общественного устройства, вызванные неудачей реформ Александра I, мятежом 1825 года и позором Крымской войны, втянула женщин в общественное производство. На первых порах речь зашла о «дворянском» и «разночинном» женском пролетариате, т. е. о девушках из стремительно разорявшихся дворянских семей и представительницах разраставшегося разночинного слоя, вынужденных зарабатывать себе на жизнь самостоятельным трудом. Именно эти «благородные девицы» вошли в число новых русских людей, образованных, мыслящих, с повышенной чуткостью к общественным проблемам, готовых служить России, но не прислуживать власть имущим. Они-то и стали провозвестницами женского движения в стране.
Одна из них, М. Цебрикова — сотрудница радикальных «Отечественных записок», получила всемирную известность благодаря публикации «Открытого письма» к императору Александру III. Письмо было написано настрадавшейся от безнадежной тоски и полного нравственного банкротства тогда уже немолодой женщиной. Она писала: «Мои личные мотивы — это право раба протестовать . и в Древней Руси были единичные протестанты . XIX век принес одно новое, что протестовала женщина». Но даже не это было для автора письма главным. Ее страшило предчувствие, что слепое неприятие общественного мнения, общественного стремления к переменам толкает Россию к гибели, к революции: «Я прямо говорю,— заявляла Цебрикова,— я боюсь революции, боюсь крови. Я могу умереть, но не помогать смерти. Наше правительство делает для ее вызывания гораздо больше, чем все красные вместе взятые». Письмо датировано 19 января 1890 года. Оно потрясает точностью предчувствия. Но это еще и показательный документ по истории русского женского движения, русского феминизма.
Монарх, до которого письмо дошло, задал лишь один недоуменный вопрос: «Ей-то что за дело?». Перед нами реакция абсолютного монарха, который не может усомниться в том, что подданные почитают его, как Бога. В те времена в патриархальной России не было места, где могла бы формироваться независимая, самостоятельная личность.
Так, с начала XIX века потребность освобождения от этого явления породило освободительное движение, в которое женщины шли потоком и потому, что оно обещало им их личное, женское освобождение, и потому, что оно обещало освобождение России. Уже в 70-е годы XIX века женщины, по самым приблизительным подсчетам, составляли пятую часть активистов революционного крыла демократического движения.
Первый период развития женского движения в России – период становления на ноги – от реформы 1861 года до революции 1905 года. Тогда решались самые насущные вопросы женского труда, образования. Вопрос об их гражданских и политических правах не вставал потому, что этих прав в России не имел никто.
Революция 1905 года совершенно изменила эту ситуацию. Мужская часть населения страны после публикации Манифеста 17 октября 1905 г. получила определенные гражданские и политические права и свободы. Женщины гражданского признания не получили. И сразу же начали требовать, добиваться его.
С этого момента наступает второй период в развитии женского движения в России. Это пора его зрелости, правда, недолгая — с 1906 по 1917 год. Женское движение крепнет, появляется настоящий женский пролетариат. Появляются такие женские организации, как «Русское женское взаимно-благотворительное общество», радикальный «Союз равноправности женщин», «Женская прогрессивная партия», «Российская Лига равноправия женщин». Однако цель у всех его потоков одна — уравнивание женщин в гражданских и политических правах с мужчинами перед лицом закона. Знаменателен 1-й Всероссийский женский съезд.
Статьи по теме:
Национально-освободительное восстание в Ираке
Но нет ситуации, которая не может стать еще хуже. Ухудшение началось 1 апреля 1941 г., когда в Ираке началось национально-освободительное восстание в форме военного переворота. Национальная элита во главе с армейским офицером Рашидом-Али ...
Структура политического сознания
Г.Т. Тавадов отмечает, что политическое сознание многомерно. Среди его компонентов он отмечает следующие:
· научное отражение политической реальности, систематизированное и обобщенное в форме политической науки и политической теории;
· ...
Брахманизм как основа политической культуры ведической цивилизации. Влияние
идей брахманизма на политическое мировоззрение ведического общества
Со временем, ритуально-практические наставления брахманов составили сборники своеобразных ритуальных "инструкций" и разъяснений. Они регламентировали широкую сферу поведения. Как и сами жрецы, тексты назывались брахманами. Брахм ...