Идеология "новых левых"Страница 2
Материалы » Политическая мысль Запада в ХХ веке » Идеология "новых левых"
Попытка реализовать идеи социализма в послевоенном мире породила еще одну прикладную разновидность социализма - маоизм (по имени генерального секретаря КПК Мао Цзедуна). Но XX в. продемонстрировал не только непрекращающиеся попытки практического воплощения ортодоксальных версий социализма. Характерной и весьма показательной чертой нынешнего столетия были настойчивые стремления многих мыслителей модернизировать и теоретическую основу социалистической идеологии. Так австро-марксисты М. Адлер и О. Бауэр пытались создать "интегративную" концепцию социализма, объединяющую идеи коммунизма и социал-демократии; А. Шафф и Г. Петрович обосновывали доктрину "гуманистического" марксизма; разрабатывались теории "экологического" и "христианского" социализма и т.д. Однако при всей привлекательности идей социальной справедливости расхождение предписаний теории социализма с реальными тенденциями развития в XX в., а самое главное, их явная склонность к силовым средствам управления, неразрывная связь с имиджем тоталитарных режимов Сталина, Кастро, Чаушеску значительно ослабили политическое влияние этой идеологии в современном мире.
В.И. Ленин разработал пути и средства, стратегию и тактику захвата и удержания государственной власти. Речь идет о революционной партии нового типа, теории социалистической революции, теории и практике диктатуры пролетариата, демократического централизма и социалистического государства, создании нового типа изоляции противников режима в виде концентрационных лагерей, а также машины широкомасштабного государственного террора. Все эти компоненты и сделали ленинизм одним из вариантов модели переустройства общества. [5, с.433]
Термин "новые левые" - попытка найти нового лидера вдохновителя революционных потрясений. Идеолог "новых левых" Г. Маркузе (1898-1979) заявил, что рабочий класс индустриальных стран присоединился к потребительской гонке и в значительной мере интегрировал в капиталистический общественный организм, а поэтому потерял роль социально-политического гегемона. Его политическая миссия якобы переходит к радикальному студенчеству, гуманитарной интеллигенции и маргинально-люмпенизированным слоям. Этот "горючий материал" развитого капиталистического общества в союзе с отверженными массами бедных стран противостоит горстке богатеев и сверхбогатеев. Такой авангардно-политический статус "раскрашивается" соответствующими теоретическими достижениями, часто путем синтеза разнородных социально-философских идей. Так, немецко-американский психолог и социолог Э. Фромм (1900-1980) сделал попытку соединить марксизм с фрейдизмом, "безличный объективизм" марксизма - с глубоким психологизмом фрейдизма и синтезировать динамику социальных процессов Маркса с фрейдистской концепцией личности.
Австрийско-американский врач и психолог В. Райх (1897-1957) дополнил концепцию "марксизованного психоанализа" теорией "сексуальной революции", а классическую категорию марксизма "отчуждение" положением о "сексуальном отчуждении" человека. В. Райх рекомендует направить сексуальное сопротивление (энергию) молодежи в политическое русло. "Странная смесь" этих двух начал вызывает сомнение в политической потенции молодежи как "барометра революции" (термин Л. Троцкого).
Утопизм, свойственный идеологии "новых левых", и бесперспективность путей достижения социальной гармонии приводит к уменьшению сторонников движения "новых левых".
Статьи по теме:
Вильгельм Блос о «послемартовских» в Пруссии и Австро-Венгрии
Победа берлинского народа заключалась в том, что 19 марта 1847 г. королевским войскам пришлось удалиться из прусской столицы. Казалось, сами граждане теперь граждане стали господами прусского военного государства. Но уже 27 марта 14 тысяч ...
Политико-правовая программа Вольтера
Общепризнанным лидером французского Просвещения был выдающийся писатель и философ Вольтер (псевдоним, настоящее имя – Франсуа Аруэ, 1694 – 1778 гг.). В историю общественной мысли он вошел как страстный обличитель католической церкви, рели ...
Стратегия формирования имиджа России в аспекте
национальных интересов
Имидж государства был и остается значимым феноменом индивидуального восприятия и массового политического сознания. Его по праву должно рассматривать как национальную ценность международного значения, существующую в контексте конкретного п ...