PoliticalWay

Все стороны политики

Западносахарский конфликт и перспективы его развития
Страница 3
Материалы » Западносахарский конфликт и перспективы его развития

Известно, что с 1992 г. к началу 1996 г. были идентифицированы около 102 тыс. человек. Оставалось идентифицировать еще около 60 тыс. и судьбу других 65 тыс. решить в соответствии с Хьюстоновскими соглашениями 1997 г. Приведенные данные позволяют сделать вывод, что в принципе техническая сторона основного вопроса западносахарского конфликта – об идентификации заявителей, решаема и не является непреодолимым препятствием на пути проведения референдума. С ней вполне справляются центры идентификации (их число выросло с начала 90-х годов с двух до восьми), действующие при участии конфликтующих сторон под контролем ООН. С такой оценкой совпадают и расчеты специалистов ООН, которые занимаются решением этой задачи в течение ряда лет и которые планировали, основываясь на достаточно профессиональных оценках ситуации, завершить процесс полной идентификации к 31 мая 1998 года. Можно отметить как несомненный прогресс то обстоятельство, что процесс идентификации близится к завершению. Однако в намеченные сроки он, тем не менее, завершен не был. По данным на 31 мая 1998 г., с декабря 1997 г. были идентифицированы 61 109 человек из 92 875, включенных в списки идентифицируемых в соответствии с согласованными принципами осуществления этой процедуры. Всего же с августа 1994 по 11 мая 1998 г. идентифицированы121 221 человек. Таким образом, еще в начале 1998 г. были веские основания предполагать (если брать в расчет только техническую сторону), что вся операция по идентификации может быть завершена в 1999 г. или, в крайнем случае, в начале следующего.

Проблема, таким образом, заключается не столько в сложностях идентификации, которые нельзя отрицать и которые оказывают сдерживающее воздействие на весь ход урегулирования проблемы, но не служат непреодолимым препятствием для ее решения, сколько в расхождениях в оценках противоборствующих сторон. Помимо вышеупомянутых 170 тыс. беженцев, на идентификации которых настаивала каждая из них, Марокко выдвигало требование включить в списки еще 120 тыс. человек, переселившихся из Марокко за время присоединения к королевству территории Западной Сахары.

Отдельные эксперты отмечают, что требования сторон – максималистские и их признание в полном объеме вряд ли реально. В противном случае одна из них и вовсе может отказаться от ранее взятых на себя обязательств (в 1989 г. Фронт ПОЛИСАРИО подписал соглашение о прекращении боевых действий с Марокко, а в 1990 г. был принят план заселения территории Западной Сахары под контролем МИНУРСО). Очевидно, такой вариант не устраивал ни одну из сторон и были найдены важные спасительные компромиссные решения. (Однако найденные компромиссные решения не стали ни окончательными, ни всеобъемлющими. Как показал последующий ход событий, главным образом потому, что на заключительном этапе идентификации круг участников референдума мог существенно увеличиться, что изменило бы позиции сторон, прежде всего ПОЛИСАРИО.) Если бы этого не произошло, то ситуация, вероятно, изменилась бы в еще более худшую сторону, чем даже та, которая сложилась на конец 80-х годов, что вряд ли устраивало и Марокко, и ПОЛИСАРИО.

Дело в том, что за нерешенность западносахарской проблемы обеим сторонам, а это, если называть вещи своими именами – Марокко и Алжиру, поддерживающему фронт ПОЛИСАРИО, приходилось и приходится платить непомерную цену и в экономическом, и в политическом плане. По имеющимся оценкам, каждый день боевых действий стоил королевству примерно 5 млн. долл. Алжиру поддержка фронта ПОЛИСАРИО стоила меньше, но тем не менее и она ложилась тяжелым бременем на его бюджет. Учитывая, что и Алжиру, и Марокко в 90-е годы приходится решать сложные проблемы экономического развития, обе страны не в состоянии продолжительное время финансировать военное противостояние в этом регионе. Более того, противоречия между ними ухудшают инвестиционный климат и сдерживают приток иностранных инвестиций, в которых они испытывают острую нужду, Противостояние блокирует также процесс интеграции в Арабском Магрибе, в углублении которого в сильной мере заинтересован Алжир, впрочем как и все другие североафриканские страны, включая Марокко. Необходимо отметить также, что из-за глубокого системного кризиса, который поразил все алжирское общество, находящееся, по сути, уже несколько лет на грани гражданской войны, страна испытывает потребность в том, чтобы избежать весьма реальной и возможно катастрофичной по свои последствиям войны на два фронта – на внутреннем (с экстремистами, выступающими под знаменем ислама), и внешнем (с Марокко из-за спора по Западной Сахаре).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Пейн о государстве и праве
Томас Пейн (1737–1809 гг.) относится к числу наиболее радикальных представителей демократической политической и правовой идеологии периода Войны за независимость. Позднее других ее представителей включившись в освободительное движение кол ...

Политика как общественное явление. Причины возникновения политики
В практической жизни человека никакие исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение о ...

Интеграционный тип политического протеста
В то же время, несмотря на то, что они являются механизмами влияния на политическую власть, общественные движения могут развиваться независимо от политических действий, имеющих в виду прямой захват государственной власти. Это объясняется ...