PoliticalWay

Все стороны политики

Соотношение гражданского общества и государства
Страница 2
Материалы » Государство как политический институт » Соотношение гражданского общества и государства

Второй слой - это социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчи­вые связи. Гражданское общество может основываться только на многообразной, разветвленной социальной структуре, отражающей все богатство и разнообразие интересов представителей различных социальных групп и слоев. Это многообразие не может быть застыв­шим, закостеневшим в количественном и качественном отношении. Оно объективно стремится к постоянным изменениям. Многообраз­ная социальная структура не может не иметь хорошо развитые вертикальные и, главным образом, горизонтальные связи. При раз­мытой социальной структуре индивид связан с государством напря­мую, а это существенно ограничивает возможности реализации его личных прав и свобод.

Существенную роль в формировании новых социальных контуров гражданского общества играет культурный плюрализм, который вби­рает в себя все элементы духовной жизни и обеспечивает равноправ­ное участие в ней всех индивидов. Создаются условия, при которых становится осязаемо культурное богатство общественного сознания и каждой личности в отдельности. Неограниченный доступ к духовным ценностям помогает преодолеть феномен отчуждения личности. Гражданское общество жизнеспособно, если его члены имеют высо­кий уровень социального, интеллектуального, психологического развития, внутренней свободы и способны к самостоятельным действи­ям при включении в тот или иной институт общественной жизни.

Третий, верхний слой гражданского общества образуют отноше­ния, связанные с индивидуальным выбором, с политическими и культурными различиями групп по интересам, политических пар­тий, движений, клубов и т.п. Таким образом, достигается культурно-политический плюрализм, предполагающий отрицание идеологиче­ских стереотипов, обеспечивающий свободное волеизъявление всех граждан. Именно этот слой гражданского общества включает в себя наиболее социально активные институты, тесно соприкасающиеся с государственно-политической системой общества (по­литические партии).

Объективно деятельность институтов и организаций гражданско­го общества, связанных с индивидуальным выбором, теми или ины­ми предпочтениями, ценностными ориентациями, нацелена на изме­нение в распределении власти и поэтому носит политический харак­тер. Это относится не только к политическим партиям, но и к тем группам по интересам (профсоюзам, предпринимательским, фермер­ским организациям) или объединениям, движениям лиц из различ­ных социальных групп для достижения общей цели, которые стре­мятся к решению большей части своих задач помимо государствен­ной власти, на общественном уровне. Как только те же потребитель­ские организации или экологические движения предпринимают по­пытки изменить законодательство для решения своих задач или принятия определенных решений от государственных структур, на­правленных на достижение поставленных ими целей (тем более, если они сами пытаются в разных формах участвовать в принятии этих законов или решений), они, не меняя своего первоначального предназначения, начинают играть политическую роль. И хотя зна­чительная часть общественных объединений вообще не выходит в своей деятельности на политический уровень, необходимо отметить, что некоторые общественные объединения изначально выступают как субъекты политики, например добивающиеся равенства полов феминистские организации, движения сторонников мира, некоторые молодежные формирования и т.д., стремящиеся своими действиями внести существенные изменения в различные сферы государствен­ной политики.

Таким образом, гражданское общество нельзя характеризовать как систему внеполитических общественных отношений и институ­тов. Генезис этого общества кристаллизует его в достаточно строй­ную систему экономических, социально-политических, религиоз­ных, духовно-нравственных, семейных, культурных и других обще­ственных отношений, которые, определяя государственную полити­ку, выражают волю граждан общества. В рамках данной системы функционируют различные общественные организации, движения, политические партии (кроме правящей), религиозные организации, экономические ассоциации и объединения и, наконец, сам человек как личность со своими семейными, профессиональными, досуговыми и другими разнообразными потребностями и интересами.

Существование гражданского общества, его формирование невоз­можны без появления новых общественных индивидов - граждан, имеющих равные гражданские права и своеобразные гражданские качества. Человек только тогда становится гражданином, когда обла­дает высокими нравственными идеалами, передовым мировоззрени­ем, основанным на демократическом сочетании чувства собственного достоинства, независимости, индивидуальности с уважением прав и свобод других граждан, неукоснительным соблюдением законов и правил общечеловеческого общежития. Такой новый тип личности находится в иных взаимоотношениях с общественными объединени­ями и институтами. В достаточно развитом гражданском обществе новые общественные индивиды не только не растворяются в коллек­тивах, имеют собственную индивидуальность, но и обладают более высокой духовностью, строят свои взаимоотношения на чисто граж­данской основе. Достижение такого положения вещей возможно только при кардинальном изменении психологии и мировоззрения людей, трансформации их экономического и социального статуса.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Формирование мифа о принадлежности к русскому этносу
Россия исторически сложилась как полиэтническая общность и многонациональное государство. Этногенез и политогенез российского народа своими корнями уходят в древние времена, которые связаны с жизнью и бытом славянских этносов и племён. В ...

Типология политического лидерства
Для изучения природы лидерства большое значение имеет типология политических лидеров. В соответствии с различными основаниями и критериями выделяется множество типов лидерства (по самым различным признакам). Разнообразие типов лидеров во ...

Геополитические концепции российской истории (Ключевский, Данилевский) (1822-1855))
Работа: «Россия и Европа» (издана в 1871г.) – не существует единого пути развития мировой цивилизации. Мировое развитие – это развитие локальных и самодостаточных культурно-этнических систем (культурно-исторических типов) Эти системы пр ...