PoliticalWay

Все стороны политики

СССР, Египет и Израиль в межвоенный период
Страница 1
Материалы » Арабо-израильские войны 1960-х годов » СССР, Египет и Израиль в межвоенный период

Арабский мир после войны. Война 1967 г., по всей военно-политической логике, должна была нанести серьезный ущерб советскому престижу в ближневосточном регионе. Этому как никогда ранее способствовали не только поражение «промосковских» арабских режимов, но и развязанная Западом и Израилем «информационная война». Однозначно утверждалось, что виной «арабской катастрофы» явилась ориентация па коммунистический блок, на «устаревшее и списанное советское вооружение». Проводилась мысль о том, что СССР-де не заинтересован в мире на Ближнем Востоке, он стремится «силой и коварством» подчинить арабские народы, превратить их в «безропотных марионеток великодержавных амбиций и мессианских чаяний группы кремлевских фанатиков».

Однако в действительности советская репутация в арабском мире не пострадала. Общественно-политические процессы, набиравшие силу в 1950-е начале 1960-х гг., по инерции продолжались. Война 1967 г. их ускорила. В арабском общественном мнении она воспринималась как «агрессия Израиля в сговоре с США» и совпадала, таким образом, с советской версией.

Антизападные настроения усилились. На этой волне в июле 1968 г. произошел новый переворот в Ираке, где к власти пришла партия Баас, в мае 1969 г. - леворадикальный переворот в Судане, а 1 сентября 1969 г. - военный переворот в Ливии. Все новые «правительства» сразу же стали «дружественными» Москве и получили заверения, что СССР не допустит их падения при любой «силе и мощи» империалистического давления.

Проблемы СССР в арабском мире. Вместе с тем уже в начале 1970-х гг. стали проявляться и усиливаться тенденции, подвергавшие эрозии советское влияние на Ближнем Востоке. Дело было даже не в том, что революционно-авторитарные режимы оказались не в состоянии решать внутренние проблемы. В конце концов, неудачи можно было списать на происки империализма и сионизма, на обстановку военного времени. Дело было в некой противоречивости советской позиции по отношению к арабо-израильскому конфликту.

Вооружая Египет и Сирию, Советский Союз не хотел и не планировал военного решения проблемы, сохранения решительного перевеса сил у арабов, изменения статус-кво. С одной стороны, советские лидеры опасались нового поражения арабов. В этом случае для спасения «друзей» необходимо было бы поднять уровень вовлеченности в конфликт, что вызвало бы адекватную реакцию США. С другой - урегулирование конфликта означало бы уменьшение зависимости арабских стран от Советского Союза, что никак не соответствовало внешнеполитическим установкам КПСС и советского государства. Фактически СССР был заинтересован в сохранении состояния «ни войны, ни мира», которое отчасти аккомпанировало общеарабской позиции трех «нет», выработанной на Хартумском совещании арабских лидеров 1 сентября 1967 г.

«Война на истощение». Между тем национальное унижение за поражение в июньской кампании толкало египетского и сирийского руководителей на все новые антиизраильские демарши. Заручившись молчаливым согласием СССР, а также в ответ на отдельные военные акции Израиля, официальный Каир принял решение на ведение «военных действий малой интенсивности» против «незаконного сионистского образования». Уже в марте 1969 г. египтяне начали так называемую войну на истощение. Она включала артиллерийские перестрелки, воздушные бои, рейды коммандос через Суэцкий канал. Израильские войска, укрепившиеся на линии на восточном берегу, несли потери. В апреле Египет официально заявил, что не считает себя более связанным обязательством о прекращении огня. В Москве после определенных колебаний не стали возражать против подобных намерений Каира, хотя на берегу канала уже появились первые! жертвы и среди советских военнослужащих.

Военно-морское сотрудничество.

После событий 1967 г. в СССР было принято решение о создании оперативных эскадр разнородных сил военно-морского флота в наиболее неспокойных регионах мира. Ранее эта идея была отвергнута Н.С. Хрущевым ввиду требовавшихся для ее осуществления больших экономических затрат.

Теперь же, в июле 1967г., была издана директива о создании Средиземноморской эскадры, а затем и эскадры в Индийском океане. Несение боевой службы стало осуществляться и в других акваториях Мирового океана, как отдельными кораблями, так и группами кораблей (западное побережье Африки, северная часть Тихого океана и т.д.).

Особое внимание было уделено военно-морскому сотрудничеству с арабскими странами. Вскоре после окончания Шестидневной войны в Египет прибыла первая группа советников из числа адмиралов и офицеров ВМФ СССР. К тому времени египетский флот считался самым крупным в Восточном Средиземноморье, по боевому составу и возможностям многократно превосходил ВМС Израиля. Он включал несколько соединений, укомплектованных кораблями преимущественно советского производства. Среди них: бригада подводных лодок (12 единиц); бригада ракетных катеров (12 единиц); бригада торпедных катеров; бригада эскадренных миноносцев (9 единиц, в том числе 4 корабля советской постройки, 2 из которых в 1967 г. прошли модернизацию в СССР). Во все эти бригады были назначены советские советники, располагавшие собственным аппаратом советских же специалистов.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Структура политической власти. Механизмы функционирования политической власти
Как любое отношение, определенное взаимодействие политическая власть предполагает как минимум две стороны. На одной стороне – властвующие, их принято обозначать понятием "субъект" (это может быть целый народ, государственный орг ...

Революционная идеология. Политические и правовые идеи декабристов
В декабре 1825 г. произошли вооруженное выступление на Сенатской площади в Петербурге, а затем восстание Черниговского полка на Украине. Выступления были подготовлены тайными обществами; по времени этих событий их участники называются дек ...

Политика и международные отношения. Внешняя политика государства: сущность, формирование, функции и методы осуществления
Вешняя политика обладает рядом собственных специфических особенностей. Она имеет более широкое пространственное и социальное измерение, так как характеризует собой взаимодействие по меньшей мере с двумя и более странами. Ее функционирован ...